Контакты:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельная работа обучающихся

 

1

2

 

Раздел 1. Введение. Изучение физических основ учения о цвете

Тема 1.1. Физические основы цвета.

Содержание учебного материала:

 

Дисциплина «Цетоведение», ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

Физическая природа света.

Цвет и длина волны излучения. Спектральный состав излучения.

Взаимодействие света с веществом: полное и избирательное отражение света, поглощение, пропускание.

 

Практическая работа№1. Создать монохромную композицию.

(Материал - гуашь. Формат А3).                                                                                         

 

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить монохромный градиент.

 

Раздел 2. Изучение теоретических основ работы с цветом. Изучение основных свойств цвета.

Тема 2.1. Спектр и цветовой круг.

 

Содержание учебного материала:

 

Спектр солнечного света. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой круг и его применение.

 

Практическая работа №2.

Выполнить таблицу цветового круга. Составление из трех основных цветов.

Материал - гуашь. Формат А3.

 

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить градиент из 3-х контрастных хроматических цветов. (Материал – гуашь, формат А3).

 

Тема 2.2. Основные характеристики цвета.

 

Содержание учебного материала:

 

Характеристики цветов: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Ахроматические и хроматические цветовые ряды.

Смешение хроматических и ахроматичес­ких цветов.

 

Практическая работа №3.

Выполнить колористический анализ.

Анализ и составление таблицы ахроматического ряда. (Материал – гуашь, формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить палитры цветовых тонов живописного произведения.

 (Материал – гуашь, формат А3).

 

Тема 2.3. Смешение цветов и их взаимодействие.

 

Содержание учебного материала:

 

Виды и группы смешения цветов. Родственные цвета. Смешение спектральных цветов.

Профессиональные и бытовые названия цветов.

 

Практическая работа №3.

Композиция из родственных цветов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить таблицу смешения спектральных цветов. Ступенчатые смешения родственных цветов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Тема 2.4. Родственно-контрастные сочетания цветов.

Содержание учебного материала:

Гармоничные сочетания родственно-контрастных цветов.

 

Практическая работа №4. Составление композиции из теплых цветов

Практическая работа №5. Составление композиции из холодных цветов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Создать композицию в смешанных тонах.

 

Тема 2.5.

Зависимость цвета от качества поверхности.

 

Содержание учебного материала

 

Зависимость цвета от качества поверхности (матовые, полуматовые, блестящие и другие фактуры).

Перспектива цвета. Проявления закономерностей воздушной перспективы.

Методы передачи перспек­тивных преобразований цвета в натурном этюде и композиции.

 

Практическая работа №6.

Изображение фактуры разных материалов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Изобразить перспективные преобразования в композиции.

 

Раздел 3. Изучение психологии восприятия цвета.

Тема 3.1. Факторы, влияющие на восприятие цвета.

 

Содержание учебного материала:

 

Особенности психологического восприятия цвета. Характеристики эмоционального воздействия цветов.

Пространственные свойства цветов

 

Практическая работа №7.

Эмоциональное восприятие цвета. Выполненить геометрические композиции на выражение эмоций.

(Материал – гуашь, акварель формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить таблицу градации эмоционального восприятия цветов.

 

Тема 3.2. Одновременные контрасты цветов.

 

Содержание учебного материала:

Зависимость проявления одновременного контраста цветов от характеристики цвета фона и фигуры.

Влияние объединения фигур на различных хрома­тических фонах.

Виды контрастов: хроматические и светлотные контрасты.

 

Практическая работа №8.

Составление хроматических контрастов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Практическая работа №9.

Составление одновременных светлотных контрастов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Завершение работы над составлением хроматических и светлотных контрастов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Тема 3.3. Гармония цветов.

 

Содержание учебного материала:

Основные принципы гармонизации цветов. Полярная гармония, трехцветная гармония.

 

Практическая работа №10.

Составление гармоничных сочетаний полярных цветов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление гармоничных сочетаний нескольких цветов.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Раздел 4. Изучение символики цвета.

Тема 4.1 Символика света.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала:

Цвет как символ в индивидуальной и общественной жизни.

Уровни символики цвета - общественный, частный, личный и их взаимовлияние.

Цвет в обозначении разных символов в жизни людей.

 

Практическая работа №11.

Применение символики цвета в изобразительной практике и прикладных работах.

Практический анализ произведений живописи.

(Материал – гуашь, формат А3).

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение образных композиций по символике цвета разных уровней.

 

Тема 4.2 Итоговая творческая работа.

Практическая работа №12.

Выполнить тематическую композицию с использованием трехцветной гармонии.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Завершение тематической композиции с использованием трехцветной гармонии.

 

Всего часов

36 часов аудиторных работ.